На фоне псевдоисторической вакханалии, охватившей
значительную часть постсоветского пространства, то, как к исторической науке
относились более двадцати лет белорусские власти, не может не радовать. Но в
последнее время всё чаще возникают признаки того, что белорусскую историю
пытаются подвергнуть информационной атаке вроде украинской, с тем, чтобы ввергнуть
Белоруссию в такое же ужасающее состояние, в котором сегодня находится
Украина...
В целом, белорусские школьные учебники по истории радуют
любого человека, имеющего отношение к исторической науке. Согласно позиции
официального Минска, белорусским детям преподаётся взвешенный академический
взгляд на прошлое их страны. В отличие от соседней Украины, в изданных в Минске
учебниках и близко нет "древних белорусов - охотников на мамонтов", а
всё славянское население Руси относится к единой древнерусской народности.
Придираясь, отдельные "перегибы"
найти можно - но они, к чести белорусских ученых, относятся не к фактам, а к
некоторым эмоциональным оценкам. Преимущественно речь идёт о временах нахождения
белорусских земель в составе Российской империи (изучаются в 9 классе). Авторы
учебников, посвящённых описанию данного периода, упоминают
"отмену магдебургского права" (хотя для большей части городов оно
было отменено еще во времена Речи Посполитой), "отрицание самобытности
белорусского народа и белорусского языка", "Русско-французскую",
а не "Отечественную" войну 1812 года, белорусское национальное
движение в рамках польских восстаний XIX века. Однако эти "акценты",
думаю, нужно объяснять не современной позицией официального Минска, а
некоторыми "пережитками" начала 1990-х, а также верностью белорусской
исторической традиции советским истокам, в которых период Российской империи
принято было достаточно жёстко критиковать ("тюрьма народов" и дальше
по тексту).
По объективности в определённых деталях минская учебная
литература иногда умудряется даже обойти российскую. Так, в Интернете ходит выдержка из
белорусского учебника, в котором при описании "сталинского" периода в
истории СССР подчёркивается, что "десятки
миллионов жертв политических репрессий в СССР, про которые рассказывается в
публикациях последних десятилетий, не что иное, как миф".
Однако в последнее время западные и прозападные силы
развернули настоящую информационную войну против белорусской исторической
науки, выражающуюся в деструктивной критике преподавания истории в Белоруссии и
популяризации разного рода псевдоисторических националистических мифов,
направленных на вбивание клиньев между Белоруссией и Россией.
Так, недавно с публичной критикой
белорусской практики преподавания истории выступил сотрудник Европейского
колледжа Liberal Arts в Беларуси (ECLAB) Алексей Браточкин. Он возмущался и
констатацией в учебниках факта наличия единой древнерусской народности, и
взвешенной оценкой деятельности Иосифа Сталина, и "малым" вниманием,
уделяемым национальным меньшинствам, и позитивными отзывами о воссоединения
белорусских земель в 1939 году.
Три года назад с похожими обвинениями в адрес авторов
белорусских учебников выступила... ВВС! Британскую вещательнуюкорпорацию
особенно сильно возмутило
то, что белорусские школьники внимательно изучают историю Великой Отечественной
войны.
"Недостаточное" внимание к вопросу
"сталинских репрессий" в Белоруссии волнует и "экспертов",
привлеченных немецкой "Deutsche
Welle".
Однако несколько лет подобной критики, похоже, ни Александра
Лукашенко, ни белорусских историков не смутили. И тогда инициаторы атаки на
белорусскую историю решили подойти к вопросу с другой стороны.
Фото: reuters
Одно за другим начали возникать написанные в жанре
"фолк-хистори", но претендующие на достоверность, псевдоисторические
произведения, главным посылом которых стало утверждение о том, что современные
белорусы - это якобы этнические "литвины". Мол, вплоть до XIX века
жил себе самобытный "литвинский" народ, "титульная нация"
Великого Княжества Литовского, а потом коварные россияне переименовали его в "белорусов"
и всю самобытность взяли да и порушили...
Полная антинаучность и даже абсурдность подобных утверждений
очевидна любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в истории. Литва изначально - это восточно-балтийские племена, говорящие
на языке балтийской группы, и упоминаемые с XI века.
Современные белорусы - славяне, говорящие на
восточнославянском языке, который еще около ста лет назад считался
"наречием" русского.
Но дело не только в языках!
Барьер между литовцами и белорусами существует на генетическом
уровне. Белорусы "по крови" неотличимы от русских, живущих в соседних
регионах, а вот литовцы, хоть и говорят на языке индоевропейской семьи, с
генетической точки зрения близки к угро-финским народам...
Нужно признать, что этноним "белорусы" к его
сегодняшним носителям стал применяться достаточно поздно. Изначально "Белой
Русью" назвали то Москву, то Новгород. Широкое применение данного
термина по отношению к русским землям, находившимся под властью Литвы, началось
только в XVI - XVII веках.
Окончательно же оно утвердилось только в XVIII - XIX
столетиях. Но это не значит, что предков белорусов называли
"литвинами". Они всё это время были русскими или русинами. С
этнической точки зрения их никто не отделял от жителей Москвы или Киева.
Путаница же с термином "литвин" имела
политико-правовой характер. С этнической точки зрения "литвинами"
называли на определенной стадии этногенеза предков современных литовцев,
ставших "государствообразующим" народом в ВКЛ. Но потом термин
"литвин" приобрёл и второе, политическое значение - им стали обозначать
всех "литовских подданных", вне зависимости от этнической
принадлежности. Также, как сегодня называют "французами" алжирцев с
французскими паспортами или "испанцами" басков с испанскими
документами.
Путаница усилилась в связи с тем, что на определенном этапе
русских, живущих под властью Великого Княжества Литовского, чтобы отличить от
русских, живущих, собственно, в России, стали называть "литовскими
русскими" или "русскими литвинами". А из-за того, что языком
официального общения и документооборота в ВКЛ долгое время был русский,
некоторые европейцы ошибочно стали считать его "литовским".
Но называть сегодня белорусов литвинами - это все равно, что
называть испанцами голландцев или датчанами норвежцев на основании того, что
эти народа проживали некогда в составе единых государств.
Дабы убедить далеких от истории людей в достоверности своего
вранья, адепты "литвинского фейка" даже выдумали "указ"
Екатерины II, в котором
императрица якобы призывает народ ВКЛ именовать белорусами, "чтобы на века
привязать к России" и вообще стереть им память. Этот "документ"
кочует с одного форума националистов на другой, но, если обратиться к базам
нормативных актов Российской Империи, мы можем легко убедиться в том, что
"указ" выдуман с начала и до конца.
Фото: reuters
Беда в том, что налет "таинственности", который
прозападные националисты создают вокруг "литвинской" псевдоистории, играет
роль рекламы и делает ее в определенном смысле привлекательной. Самолюбию
многих людей (особенно молодых) подсознательно льстит, что они становятся
носителями "скрытого", "запретного" знания,
подвергавшегося гонениям. Схема такая же, как и та, которую использует
большинство сект. И это, увы, работает.
Методы борьбы с "литвинским" псевдоисторизмом
очевидны. Это - подробное развенчание исторического "литвинского"
мифа и популяризация истинной академической истории. При этом важно учить
детей не просто зазубривать даты и определения, а воспринимать исторический
процесс, как систему взаимосвязей. Для педагога это, конечно, нелегкий труд, но
лучше приложить некоторые усилия и научить детей думать, чем пожинать плоды
вроде тех, которые мы наблюдаем сейчас в Киеве...